Карманные ленточные конвейеры
В 2005 г. количество карманных ленточных конвейеров, разработанных и изготовленных нашим предприятием, возросло в несколько раз по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует о востребованности этого оборудования.
Традиционными видами транспорта для перемещения сыпучих грузов, получившими наиболее широкое распространение в различных отраслях народного хозяйства, являются ленточные конвейеры для горизонтальных и слабонаклонных трасс и ковшовые элеваторы для вертикального подъема. Большое разнообразие тех и других позволяют решить практически любые задачи по транспортировке сыпучих материалов. Однако существует еще одна разновидность ленточных конвейеров, в какой-то мере совмещающая функции конвейера и элеватора, и позволяющая перемещать материал по трассе сложной геометрии, с горизонтальными и наклонными (или вертикальными) участками.
По ряду причин эти конвейеры пока что не получили такого же широкого распространения, но на наш взгляд они весьма перспективны. Речь идет о конвейерах, в которых применяется лента с гофробортами и поперечными перегородками (захватами), образующими своего рода карманы, в которых располагается транспортируемый материал. В ряде источников их называют карманными транспортерами, мы назвали их конвейерами ленточными карманными (КЛК). До недавнего времени конвейеры этого типа можно было встретить в основном на предприятиях пищевой промышленности в составе, как правило, импортных линий. Однако сейчас на российском рынке появляется все больше организаций, предлагающих ленты с гофробортами различных типоразмеров, импортных и отечественных, полимерных и резиновых, что позволяет разрабатывать и изготавливать подобные конвейеры для самых различных нужд.
Конвейер ленточный карманный КЛК-0,45, с лентой, укрытой кожухами
Очевидным преимуществом КЛК является возможность использования его вместо двух механизмов, конвейера и элеватора, при необходимости подать материал по горизонтали и с подъемом на следующую отметку. При относительно небольшой высоте подъема (до 6 метров) применение элеватора зачастую нецелесообразно: элеватор при этом состоит фактически из башмака и головки, достаточно дорог (до 80% его стоимости заключено в этих узлах) и, как правило, имеет ограничение по крупности транспортируемого материала, поскольку в основном загрузка ковшей осуществляется зачерпыванием, что при кусковом материале чревато заклиниванием и обрывом ковшей . Применение КЛК позволяет подать материал по крутонаклонной и даже вертикальной трассе, избежав пересыпки, и компактно расположить технологическое оборудование в цехе. Стоимость конвейеров достаточно высока за счет весьма дорогой ленты (особенно импортной) и индивидуального производства, однако если сравнивать ее с суммарной стоимостью горизонтального конвейера и элеватора, то в ряде случаев применение КЛК окажется более выгодным.
Производительность КЛК даже при одной и той же ширине ленты может изменяться в довольно широком диапазоне за счет изменения скорости ленты и шага поперечных перегородок. В целом она несколько меньше производительности простого ленточного конвейера такой же ширины, поскольку ограничена производительностью наклонного (вертикального) участка, на котором весь материал должен удерживаться на поперечных перегородках, а их высота, как и гофробортов, относительно небольшая (до 120 мм).
Для конвейеров с вертикальным участком производители ленты предлагают наклонные поперечные перегородки, лучше удерживающие материал и тем самым обеспечивающие большую производительность по сравнению с аналогичной лентой с прямыми перегородками. Крупность транспортируемого материала также определяется возможностью удержания кусков на перегородках на наклонном (вертикальном) участке. Как показал опыт, желательно избегать длинных вертикальных участков и, если есть возможность, делать наклонный участок под углом хотя бы 70-80° к горизонту. Основные параметры конвейеров разных типоразмеров для разных углов подъема наклонного участка (для сравнения) приведены в таблице.
При транспортировании пылящих материалов конвейер может быть укрыт кожухами и снабжен аспирационными патрубками для отсоса пыли в местах загрузки и выгрузки. В ряде случаев наличие кожухов обусловлено требованием оградить транспортируемый материал для его сохранности (например, на алмазодобывающих предприятиях). При необходимости дополнительной очистки ленты от остатков материала после разгрузки конвейер может быть оснащен встряхивающим устройством. Обычно конвейеры комплектуются датчиком контроля скорости, сигнализирующем о начале проскальзывания ленты в случае ослабления натяжения из-за ее вытяжки, и, по требованию заказчика, шкафом управления.
В конвейерах КЛК нами применяется лента с направляющей на внутренней поверхности, а все барабаны и ролики имеют проточку под эту направляющую, что препятствует сползанию ленты в сторону при работе конвейера. При этом не требуется установка датчиков контроля за сходом ленты, упрощается автоматика управления и повышается надежность работы.
Применение карманных конвейеров вряд ли оправдано при большой протяженности трасс. Качественную стыковку ленты и гофробортов можно обеспечить только на специальном оборудовании в условиях завода – изготовителя ленты, поэтому лента поставляется сваренной в кольцо необходимой для конкретного конвейера длины. Максимальная длина, определяемая возможностями завода – изготовителя, составляет у нас 40 метров, что и определяет предельную длину разрабатываемых нами конвейеров (не более 20 метров). Для установки закольцованной ленты на месте эксплуатации требуется практически полная разборка конвейера, снятие всех барабанов и роликов, располагающихся между ветвями ленты, раскладка ленты по раме с последующей установкой всего снятого на место. Трудоемкость монтажа следует отметить как недостаток конвейеров данного типа, но при относительно небольшой протяженности конвейера это не более, чем неудобство. Однако с увеличением длины ленты ее габариты и масса (с гофробортами и захватами) становятся весьма существенными, ведь ее невозможно закатать в компактный рулон, как обычную ленту, и манипуляции с ней при монтаже становятся все тяжелее. Тем не менее ряд организаций, поставляющих ленты, предлагают свои услуги по стыковке длинных лент при монтаже на месте эксплуатации, так что и этот фактор не является непреодолимым препятствием.
Одна из возможных конфигураций трассы конвейера КЛК-0,65 показана на схеме (рис.1.). В начале нижнего горизонтального участка располагается устройство натяжения ленты 1. Здесь осуществляется подача материала на ленту конвейера. В местах перегиба ленты установлены обводной барабан 2 и обводные ролики поз.3. Верхний перегиб рабочей ветви осуществляется через батарею роликов 4, обеспечивающую более плавный ход ленты. В конце верхнего горизонтального участка располагается приводной барабан 5. В качестве привода используется червячный мотор – редуктор 6, одетый своим полым валом на консоль приводного вала. Между ветвями ленты 7 рядом с приводным барабаном установлено встряхивающее устройство 8 для очистки ленты. Рабочая ветвь ленты опирается на ролики 4, на вертикальном участке для предотвращения раскачивания ленты предусмотрена пара роликов 9 с возможностью их поджатия к внутренней стороне ленты. Все узлы конвейера смонтированы на раме 10, которая выполнена из нескольких секций для удобства транспортировки и монтажа.
Рис.1 Схема конвейера ленточного карманного КЛК-0,65
1 – натяжное устройство; 2 – обводной барабан; 3 – обводной ролик; 4, 9 – поддерживающие ролики; 5 – приводной барабан; 6 – мотор-редуктор; 7 – лента; 8 – встряхивающее устройство; 10 – рама
На схеме (рис.2) показан конвейер КЛК-0,45, с лентой, укрытой кожухами, и различной конфигурацией трассы. На основании исходных требований заказчика предприятие «КОНСИТ Холдинг» может разработать техническую документацию и изготовить различные типоразмеры карманных ленточных конвейеров с требуемой геометрией трассы.
Рис.2 Схема конвейера ленточного карманного КЛК-0,45
Основные параметры ленточных карманных конвейеров:
Показатель |
Типоразмер конвейера |
||
КЛК-0,45 |
КЛК-0,65 |
КЛК-1,0 |
|
Ширина ленты, мм |
450 |
650 |
1000 |
Ширина кармана, мм |
260 |
380 |
730 |
Производительность, м3/ч*при угле наклона:55°70°90° |
23,11,5 |
84,53,25 |
160,100,48 |
Мощность двигателя, кВт** |
2,2 |
4 |
7,5 |
*Указана расчетная производительность при скорости ленты 1 м/с, угле естественного откоса транспортируемого материала 40°, шаге захватов 0,2 м и коэффициенте заполнения кармана около 0,75 (от теоретического).
**Уточняется для каждого конкретного конвейера в зависимости от длины (высоты) транспортирования и производительности.